33

Мертвая дорога (фото + текст)

23-01-2011, 00:00
После Великой Отечественной войны руководство страны и И.В.Сталин четко осознали уязвимость стратегической трассы – Северного морского пути. Его главные порты, Мурманск и Архангельск, располагались слишком близко к западным рубежам СССР, и в случае новой войны сообщение по СМП могло быть легко парализовано врагом. Было принято решение создать новый порт в Обской губе, в районе Мыса Каменного, и соединить его 700-километровой железной дорогой с уже существующей линией Котлас-Воркута. Основные положения будущего строительства были определены постановлением Совета министров СССР №298-104сс от 04.02.1947, а постановлением №1255-331сс от 22.04.1947 строительство было поручено ГУЛЖДС (главному управлению лагерного ж-д строительства) НКВД-МВД СССР.

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Движение от Салехарда до Надыма было открыто в августе 1952 года, стал курсировать рабочее-пассажирский поезд. К 1953 г. отсыпка насыпи была произведена почти до Пура, уложена часть рельсов. На восточном же участке дела шли не так хорошо. Был отсыпан и уложен 65-километровый участок от Игарки до Ермакова, а также около 100 км. В западном направлении до Янова Стана и далее. В район реки Таз завозились материалы, здесь было построена около 20 км. главного хода и депо с ремонтными мастерскими. Наименее освоенным оказался 150-километровый участок между реками Пур и Таз, построить который планировалось к 1954 г.
Вдоль всей трассы была сооружена телеграфно-телефонная линия, которая до 70-х годов связывала Таймыр с внешним миром. Эксплуатация ее участка от Ягельной до Салехарда была прекращена только в 1992 г.

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

После смерти И.В,Сталина, когда было уложено уже более 700 из 1290 км. дороги, отсыпано почти 1100, до сдачи в эксплуатацию оставалось около года, строительство было остановлено. Уже 25 марта 1953 г. Вышло постановление №395-383сс о полном прекращении всех работ. Вскоре было расформировано 293 лагерей и управлений строительства. Сотням тысяч заключенных была объявлена амнистия, однако выехать на юг им удалось только с началом навигации – других путей еще не было. По некоторым подсчетам с 501 и 503 строек было вывезено около 50 тысяч заключенных, и примерно столько же вольнонаемного персонала и членов их семей. На «Большую землю» вывезли все что могли, но большинство построенного было просто брошено в тайге и тундре.

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)


Экономисты впоследствии подсчитали, что решение бросить строительство в такой степени готовности привело к убыткам для бюджета страны намного большим, чем если бы дорога все же была достроена, не говоря уже о ее перспективном продолжении до Норильского промышленного района, где уже осваивались богатейшие месторождения железа, меди, никеля, угля. Гигантские газовые месторождения Западной Сибири еще не были открыты – кто знает, может тогда судьба дороги была бы совсем иной.
Судьбы отдельных участков дороги очень различаются. Головной участок Чум-Лабытнанги принят в постоянную эксплуатацию МПС в 1955 г. Полностью готовая линия Салехард-Надым была брошена, и не восстанавливалась. До начала 90-х по нему на полусамодельной дрезине ездили связисты, обслуживающие ту самую телеграфно-телефонную линию. Участок от Пура (ныне ст.Коротчаево) до Надыма был восстановлен Министерством нефтяной и газовой промышленности в 70-х годах, а в начале 80-х в Коротчаево с юга - из Тюмени - пришла новая магистраль. Состояние пути от Коротчаево до Надыма было неважным, в середине 90-х годов пассажирские поезда с юга укоротили до ст.Коротчаево, и лишь в 2003 году участок Коротчаево-Новый Уренгой (бывш.Ягельная) был введен в постоянную эксплуатацию. С восточного участка дороги рельсы были сняты в 1964 г. для нужд Норильского комбината.
Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)


Практически нетронутым остался лишь «островной» участок в районе р.Таз – от пристани Седельниково на правом берегу примерно на 20 км. в сторону Ермаково, с ответвлением к депо Долгое и балластному карьеру. Именно на этом участке, наиболее труднодоступном из всех остальных, почти нетронутым сохранился путь, здания, депо и четыре паровоза Ов – знаменитые «овечки» дореволюционной постройки. На путях около депо стоят несколько десятков вагонов – в основном платформы, но есть и несколько крытых. Один из вагонов попал сюда из послевоенной Германии, после переделки на отечественную колею 1520 мм. В 15 км. от Долгое сохранились остатки лагеря, а неподалеку от депо, на другом берегу ручья – остатки поселка вольнонаемных рабочих и администрации стройки, состоящие из почти двух десятков зданий, а также лежащий на берегу деревянный паром. В этом районе мы и побывали.
Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Мертвая дорога (фото + текст)

Будущая судьба «Мертвой дороги» сейчас выглядит уже не так мрачно. Продолжающее освоение запасов углеводородного сырья в прилегающих районах, заставляет «Газпром» и администрацию ЯНАО искать новые пути снабжения и подвоза материалов. Уже рассматривается вопрос о восстановлении участка Надым-Салехард, постройки линии от Коротчаево к Южно-Русскому месторождению, проходящей в том числе и по трассе 503-й стройки. Один лишь Норильск при текущих объемах добычи руды смотрит на все это спокойно, довольствуясь круглогодичной ледокольной навигацией по СМП. Но запасы его месторождений весьма велики, а миру нужны никель и полиметаллы. Кто знает…

Мертвая дорога (фото + текст)
0
Нравится
Поделиться с друзьями Поделиться ссылкой на объявление в FaceBook Поделиться ссылкой на объявление в Twitter Записать в LiveJournal
Другие новости на тему:

Мертвая дорога (фото + текст)

  • Шахта «Подмосковная» (фото + текст)
  • Самые оригинальные улицы и дороги (фото + текст)
  • Было же такое (фото + текст)
  • Эхо холодной войны (фото + текст)
  • Освенцим. (фото, текст)


  • Зарегистрированные пользователи могут добавлять новости на сайт и оставлять свои комментарии к новости Мертвая дорога (фото + текст). Зарегистрироваться можно здесь.
    mRACK23 января 2011 09:35
    спс автор, просветил wassat
    Konvoir23 января 2011 09:52
    Далеко от цивилизации, наверное потому все и осталось нетронутым.
    Paket23 января 2011 10:11
    а поезд чух чух чух, огни мерцали... lol

    спасибо, было интересно почитать.
    kentik23 января 2011 10:17
    да отличная поучительная подборка
    OlegK23 января 2011 10:32
    сейчас бы туда!
    Екараный бабай23 января 2011 10:51
    прикольнооо
    13voin23 января 2011 11:22
    метало то скок проподает
    QLI423 января 2011 12:26
    это не единственное место где всё брошено.
    спасибо за информацию.
    GosSsip GirL23 января 2011 12:27
    ого, сколько металлолома!!!!!!!!! winked
    dimok16323 января 2011 12:41
    ну все я беру Газель, резак и туда laughing
    chernuh23 января 2011 12:44
    winked
    Alandar23 января 2011 13:39
    Мне интересно почему забросили почти готовую дорогу. Понятно, что после смерти Сталина. Но это что, ещё одна грань "развенчания культа личности"? Давайте похороним всё, что было сделано до нас и новый чудный мир построим?! what Крестьяне, плять... Не нужно было им отдавать власть... sad
    user8923 января 2011 13:40
    Жил в этом округе, родина :(. Там все окрестности завалены брошенным оборудованием. Куда не пойдешь, обязательно наткнешься на ржавый вездеход или трактор. Вывозить дорого - проще бросить.
    Ромашка23 января 2011 13:45
    лесок красиый...эх, хочу лето recourse
    global9923 января 2011 13:56
    Недаехал... Драва кончились smile
    Aratorn23 января 2011 15:40
    умом Россию не понять, аршином общим не измерить... Все через задницу.
    goncharov008723 января 2011 15:55
    интересная инфа
    alexlod23 января 2011 16:53
    OlegK. Яйцы сяс там отморозишь, холода...
    Интересно, сколько людей угробили? Тов. Коба, дашь ответ?
    Вспоминается Маяковский: "Через 4 года здесь будет город - сад..."
    Inova23 января 2011 17:08
    Прямо фильм "Край" там снимали
    Облако23 января 2011 18:15
    Я читал немного другую версию - строительство в Обской губе базы АПЛ, но она оказалась слишком мелка.
    гад23 января 2011 18:20
    здорово
    ПсЫх На ВоЛе23 января 2011 21:09
    круто
    Grimm23 января 2011 21:30
    Я недавно читал. что и в Центральной России таких дорог - пруд пруди!
    Paket23 января 2011 23:44
    Grimm, особенно недалеко от твоей малой родины, где то на границе с.....
    nemiroff8924 января 2011 00:02
    а я жил в тех краях, отъезжаешь км на 10 от надыма и уже полно всего лежит, а дорогу строят, уже есть жд на ямале, до бованенково дотянули, правда не с надыма.
    masuma24 января 2011 06:27
    Inova
    Машкова звать нада..он починит...
    bestshoesonsale24 января 2011 09:01
    для чего-то строили
    пыххххх)))24 января 2011 09:27
    вот это огромный плюс советам!!! строили, а не плакали- кризис.......... am
    Коба24 января 2011 10:45
    Пилять! Сцуки, не поняли моего великого замысла! Я знал, что там нефть, газ и всякая другая полезная херня! А они "культ личности, культ личности" Одно слово - ДЭБИЛЫ! Кукурузу им, видители, надо стало в степях Казахстана!
    Пока была бесплатная рабочая сила - надо было достраивать - старые маразматики! Сейчас бы пользовались и в ус не дули!

    Белка. А неважно сколько - цель оправдывает средства! А призрачное светлое будущее требует реальных жертв настоящем!
    TT 7.626 февраля 2011 15:06
    интересная статейка, спасибо
    [ 1 2 ]

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Votrube.ru
    Здесь вы найдете приколы, картинки, смешные видео, фотографии девочек, частные фото девушек, скачаете картинки и просто весело проведете время! Т.к. сайт обновляется ежедневно,
    заходите к нам почаще.
    Топ пользователей
    ЛесёнОК
    Рейтинг: 15.92
    Lana Cain
    Рейтинг: 9.61
    alexlod
    Рейтинг: 8.8
    медуза
    Рейтинг: 8.77
    1559
    Рейтинг: 7.33
    piligrim
    Рейтинг: 7.28
    Paket
    Рейтинг: 6.95
    Анжелика
    Рейтинг: 6.85
    Check
    Рейтинг: 4.68
    чистый Нечистый
    Рейтинг: 4.66
    Прямой эфир
    Lionellat закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    bestdoci закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    janinebg11 закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    Richardsor закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    HowardDam закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    Donaldniz закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    georginawv1 закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    bestdoci закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    anabw1 закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    BrianDew закомментил новость:
    Тигриный форум (11 фото)
    Реклама